Другие статьи
Курилы vs Крым. А почему бы и не отдать ?. 01.12.14
Перекрёсток истории
Яндекс.Метрика
Давно слежу за бесконечным спором по поводу принадлежности Курил. Понятно, что у обеих сторон свои аргументы и своя  правда. И так же понятно, что  в данной ситуации, кто последний занял, того и стул. Тем не менее очевидно, что если  отбросить в сторону такие аспекты, как принципы, прецеденты и национальная гордость, останется только один повод для  России упорствоввать в нежелании идти на территориальный компромисс с Японией - это экономические интересы. Обладание  всею цепочкой Курильских островов дает России возможность обладать правом исключительной экономической зоны на  прилегающей части акватории Охотского моря.
Япония претендует на 4 южных острова, в том числе самые крупные к гряде - Итуруп и Кунашир. Эти острова практически  вплотную примыкают к о. Хоккайдо и, учитывая перенаселенность японских островов и давние культурные и исторические  связи с Японией, понятно, что ей они реально важней и ближе во всех смыслах этого слова, чем к России.
И вот, буквально в этом, 2014 году создались особые условия для того,чтобы наконец поставить точку в  данном споре :
1. Россия находится под  действием западных санкций, к которым примкнула и Япония
2. Россия аннексировала( забрала обратно, присоединила в результате референдума и т.п.- выбрать по вкусу) Крым
3. У России с Японией до сих пор не заключен мирный договор. Препятствие - именно пресловутый территориальный вопрос.
Итак. Бесплатный совет нашим правителям.
Передать все 4( или 2,3- как договоримся)южные  острова Японии.Обязательно закрепив все существующие экономические  права и интересы России  в данном регионе, включая исключительную экономическую зону в Охотском море и проч.  Конечно,это следует обыграть по всем канонам пропагандистского искусства. Так же, как обставили присоединение Крыма или  борьбу "ополченцев против бандеровского Киева". В итоге мы убиваем не одного, а сразу нескольких зайцев :
1. Подписание мирного договора с Японией.
2. Резкое улучшение климата двусторонних отношений, включающее однозначный отказ от санкций, возможные экономические  преференции со стороны Японии.
3. И , пожалуй, самый главный заяц. Создание свежего прецедента, когда спорная территория может быть мирно передана от  одного государства другому на основе взаимного уважения и учета всех исторических, культурных, экономических и иных  факторов.
И в первую очередь этот прецедент будет адресован Украине. Этот акт послужил бы идеальным примером того, как может ( и должна) в итоге разрешиться ситуация и с Крымом. А именно - юридическое оформление передачи территории Крыма от Украины России на основе межгосударственного договора. Ведь следует признать - недолгая принадлежность Крыма Украине имела носила весьма специфическую основу.Пока отношения между Россией и Украиной имели союзнический характер тема Крыма не поднималась на государственном уровне. Но как только курс на отдаление от России приобрел на Украине необратимый характер, Москва воспользовалась ситуацией и забрала свою территорию назад, хотя и нарушила при этом некоторые международные правовые нормы. Однако политика строится  в том числе  и на основании складывающихся реалий. Прецедент Косово здесь вполне уместен для упоминания.
Так что как-то следует выходить из того международно-правового тупика, в котором мы оказались после известных решений  Москвы в начале 2014 года. Разрешение  ситуации с Крымом  юридическим оформлением возвращения его от Украины России  позволит всем сохранить лицо и , наконец, закрыть эту сложную тему.
Таким образом, вопросы Курил и Крыма оказываются  в одной плоскости.  И решения обеих проблем могут быть схожими. Но эти решения для сильных лидеров и для сильных стран, не отягощенных комплексами неполноценности.