Омар Хайям
Бегут за мигом миг и за весной весна; Не проводи же их без песни и вина. Ведь в царстве бытия нет блага выше жизни, - Как проведешь ее, так и пройдет она. Безгрешный есть ли человек? Скажи! Нам без греха прожить ли век? Скажи! За зло спеша карать нас злом, Скажи: Святее нас Ты в чем, Скажи! Беспощадна судьба, наши планы круша. Час настанет - и тело покинет душа. Не спеши, посиди на траве, под которой Скоро будешь лежать, никуда не спеша. Благородство и подлость, отвага и страх - Все с рожденья заложено в наших телах. Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже. Мы такие, какими нас создал Аллах! Бог дает, Бог берет - вот и весь тебе сказ. Что к чему - остается загадкой для нас. Сколько жить, сколько пить - отмеряют на глаз, Да и то норовят не долить каждый раз. Бокала полного веселый вид мне люб, Звук арф, что жалобно при том звенит, мне люб, Ханжа, которому чужда отрада хмеля, - Когда он за сто верст, горами скрыт, - мне люб. Бренность мира узрев, горевать погоди! Верь: недаром колотиться сердце в груди. Не горюй о минувшем: что было, то сплыло. Не горюй о грядущем: туман впереди. Будет прав, кто театром наш мир назовет, Все - мы куклы, а кукольник - сам небосвод. На ковре бытия он нам даст порезвиться И в сундук одного за другим уберет. Будь весел! Не навек твоя пора - Пройдёт сегодня, как прошло вчера. Будь всесилен, как маг, проживи сотни лет, - В темной бездне веков не увидят твой свет. Лишь в легендах порой наши судьбы мерцают, Стань же искрою счастья средь этих легенд! Будь камнем твердым я, полировать начнут; Будь воском мягким я, бездумно изомнут; Будь луком согнутым, прихватят тетивою; Будь я прямей стрелы, подальше запульнут. В аду горят не души, а тела, Не мы, а наши грешные дела; Я омочил и сунул руку в пламя: Вода сгорела, а рука - цела. В глуби небес - бокал, невидимый для глаз; Он уготован там для каждого из нас. Поэтому, мой друг, к его краям устами Прильни безропотно, когда придет твой час. В детстве ходим за истиной к учителям, После - ходят за истиной к нашим дверям. Где же истина? Мы появились из капли, Станем - ветром, Вот смысл этой сказки, Хайям! В загадки вечности никто не посвящен, Никто не преступил невидимый заслон. Бессилен ученик, бессилен и учитель: От смертной матери любой из нас рожден. В любви к тебе не страшен мне укор, С невеждами я не вступаю в спор. Любовный кубок - исцеленье мужу, А не мужам - паденье и позор. В мире временном, сущность которого - тлен, Не сдавайся вещам несущественным в плен, Сущим в мире считай только дух вездесущий, Чуждый всяких вещественных перемен. В небесном кубке - хмель воздушных роз. Разбей стекло тщеславно-мелких грез! К чему тревоги, почести, мечтанья? Звон тихий струн... и нежный шелк волос. В полях - межа. Ручей. Весна кругом. И девушка идет ко мне с вином. Прекрасен миг! А стань о вечном думать, И кончено: поджал бы хвост щенком! В саду планет, что круг извечный свой вращают, Два рода смертных, знай, плоды судьбы вкушают: Те, что познали все - и доброе и злое, И те, что ни себя, ни дел мирских не знают. этом мире ты мудрым слывешь? Ну и что? Всем пример и совет подаешь? Ну и что? До ста лет ты намерен прожить? Допускаю, Может быть, до двухсот проживешь. Ну и что? Ведь в царстве бытия нет блага выше жизни, Как проведешь её, так и пройдёт она. Венец с главы царя, корону богдыханов И самый дорогой из пресвятых тюрбанов За песнь отдал бы я, на кубок же вина Я б четки променял, сию орду обманов. Веселись! Ибо нас не спросили вчера. Эту кашу без нас заварили вчера. Мы не сами грешили и пили вчера - Все за нас в небесах предрешили вчера. Ветер жизни иногда свиреп. В целом жизнь, однако, хороша. И не страшно, когда черный хлеб, Страшно, когда черная душа. Вижу смутную землю - обитель скорбей, Вижу смертных, спешащих к могиле своей, Вижу славных царей, луноликих красавиц, Отблиставших и ставших добычей червей. Вино - прозрачный рубин, а кувшин - рудник. Фиал - это плоть, а вино в нем - души родник, В хрустальной чаше искрится вино огневое, - То - ливень слез, что из крови гроздий возник. Вино пить - грех. Подумай, не спеши! Сам против жизни явно не греши. В ад посылать из-за вина и женщин? Тогда в раю, наверно, ни души. Виночерпий, налей в мою чашу вина! Этой влагой целебной упьюсь допьяна, Перед тем как непрочная плоть моя будет Гончарами в кувшины превращена. Влёк и меня учёных ореол. Я смолоду их слушал, споры вёл, Сидел у них.. Но той же самой дверью Я выходил, которой и вошёл.
ОМАР ХАЯМ
М о л ь е р
любви притворство очень похоже на правду. В проступке нет вреда, в огласке только вред. Смущать соблазном мир - вот грех, и чрезвычайный, Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной. Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь. Грамматика повелевает даже царями. Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам. Дурная жизнь приводит к дурной смерти. Женщины больше всего любят, когда на них тратятся. Завистники умрут, но зависть - никогда. Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви - в переменах. Из всех вечных вещей любовь длится короче всего. Коль жены думают лишь о своих мужьях, Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах. Коль нанесли тебе сердечную обиду, Плати забвением - так гордость нам велит; Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид, Не унижай себя. Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить. Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть. Кто время выиграл - все выиграл в итоге. Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, Того дебют в любви частенько неудачен. Кто всякому друг, того я другом своим не считаю.
МОЛЬЕР
Леонардо Да Винчи
Вред приносишь ты, если хвалишь, но еще больше вреда, если порицаешь то, в чем мало смыслишь. Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где умирает надежда, там возникает пустота. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. Если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе. Если рядом с тобой находится хотя бы один человек, то ты принадлежишь себе только наполовину или даже меньше, в пропорции к бездумности его поведения; а уж если рядом с тобой больше одного человека, то ты погружаешься в плачевное состояние все глубже и глубже. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет. Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат. За сладкое приходится горько расплачиваться. Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. И для льва выдаются несчастливые дни, когда все идет шиворот-навыворот и на каждом шагу подстерегают злоключения. Истина была единственной дочерью времени. Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется. Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха. Кто не карает зла, тот способствует, чтобы оно совершилось. Куры под одной крышей живут в мире и согласии, а два петуха никогда не могут ужиться в одном курятнике - уж такова их природа. Лучше умереть, чем маяться в неволе. Любое препятствие преодолевается настойчивостью. Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе. От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их! Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу. Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик. Поистине тот, кто не ценит жизнь, ее не заслуживает. Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою. Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений. Слава в руках труда. Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
С п и н о з а
В желании выражается сущность человека. В материи нет ничего, кроме механических соединений и операций. Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло. Деление сущего на действительное и мысленное ложно. Достоверность не находится в вещах. Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие, и наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие. Искание целей в природе имеет своим источником невежество. Истина - пробный камень самой себе и лжи. Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным. Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя. Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания. Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека. Незнание - не довод. Невежество - не аргумент. Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать. Одно дело - исследование природы вещей, другое - исследование модусов, посредством которых мы воспринимаем вещи. Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим. Понимание - начало согласия. Природа не предполагает для себя никаких целей. Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы. Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога. Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти. Ссылка на авторитет - не довод.
СПИНОЗА
П е т р а р к а
Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения. Жизнь однозвучна, зрелище уныло. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами. Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем. Лучше не иметь славы, чем иметь ложную славу. Можно и прекрасное любить постыдно. Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое. Подобно тому как тень не может родиться и держаться сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной. Похвала полезна умному, вредна глупому. Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, но желает искренно и вполне,- такое желание не может оказаться безуспешным. Свою любовь истолковать умеет лишь тот, кто слабо любит. Слава никогда не помогает мертвым. Живым она много раз была гибельна. Спор даже между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям. У кого много пороков, у того много и повелителей. Унижать других - гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам. Чем больше скупость; тем больше жестокость. Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека и что может в большей степени уподобить ею Господу, чем служение людям по мере своих сил? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека. Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Я всегда искал уединённой жизни, чтобы убежать от этих извращённых умов, которые утратили дорогу на небо.
ПЕТРАРКА
Цитаты и афоризмы Средних веков
Форум
раздел
цитат
Перекрёсток истории